?
Задать вопрос

Память человека: структура, процессы и механизмы


О, память сердца! Ты сильней
Рассудка памяти печальной…

Константин Батюшков
Есть какая-то у сердца
Удивительная память…

Дон-Аминадо
Память, ты рукою великанши
Жизнь ведешь, как под уздцы коня…

Николай Гумилев
То, что поступки обусловлены памятью,
доказывает прежде всего жизнь.

Наталья Бехтерева

 

Какое знакомое и незнакомое, вполне понятно-обиходное и всё-таки таинственное слово – память. Как много смыслов воплощает оно: от прекрасных поэтических образов, классических и современных, до бесконечной рекламы медикаментов «для памяти».

«Я помню каждое слово, каждую улыбку; теперь – это моя тайная шкатулочка с сокровищами», Александр Куприн.

«Как бабочка, сердце иглой к памяти пригвождено», Федерико Гарсиа Лорка.

Память – термин многозначный. Обобщённо он обозначает способность сохранять, накапливать и воспроизводить хранящуюся информацию, а также называет и функцию, обеспечивающую данные возможности. При этом, значения термина различаются в зависимости от области применения. По сути, память – это способность мозга запоминать различные виды информации. От неё зависит обучаемость, способность работать в режиме многозадачности.

Безусловно, чем лучше человек запоминает, тем выше его работоспособность, эффективность в усвоении знаний. Как известно, в зависимости от внешних факторов память может улучшаться или ухудшаться. Её можно тренировать, поддерживая мозг в тонусе.

«Сравните город, в котором живут люди, действует инфраструктура, горят огни, и – заброшенную деревню, где осталось несколько стариков, доживающих свой век. Так вот, мозг человека, который не решает сложных задач и не занимается творческой деятельностью, – это и есть заброшенная деревня», – писала Наталья Петровна Бехтерева, советский и российский нейрофизиолог, научный руководитель Института мозга человека РАН, академик РАН и РАМН, лауреат Государственной премии СССР, кавалер практически всех советских и российских орденов. Её имя и труды известны в нашей стране и во всём мире. Она – внучка Владимира Михайловича Бехтерева, русского и советского психиатра, невропатолога, физиолога, основоположника рефлексологии и патопсихологического направления в России, академика, тайного советника, генерал-лейтенанта медицинской службы Русской императорской армии.

Наталья Бехтерева посвятила свою жизнь изучению мозга человека – сложнейшего аппарата, благодаря которому мы способны думать, помнить, творить, выполняя простые и тончайшие действия. Ей принадлежат слова: «В мозге время преобразуется в пространство – на клетках мозга “записывается” очень многое, что постепенно превращается в прошлое. И мозг способен воспроизвести любую временную структуру, в том числе оказывается возможным уход в прошлое. Вы идёте дальше, дальше, дальше и доходите – по пространству мозга – до своего детства».

Существует несколько классификаций видов памяти, основанием для которых являются различные критерии. Павел Петрович Блонский, русский и советский философ, педагог и психолог, в 1935 году предложил генетическую классификацию видов памяти.

Приведём одну из современных классификаций:

  • образная память;
  • словесно-логическая память;
  • сенсорная память;
  • эйдетическая память – феноменальный тип запоминания, способность человека мысленно сфотографировать любой объект, затем воспроизвести его, учитывая все подробности;
  • эмоциональная память;
  • социальная память;
  • топографическая память.

Наиболее известные теоретические модели памяти в психологии представлены именами Дональда Нормана и Нэнси Во, Ричарда Аткинсона и Ричарда Шиффрина, Фергуса Крейка и Роберта Локхарта, Алана Бэддли. В концепции Карла Густава Юнга память понимается, как функция, контролируемая волей и находящаяся под контролем так называемого «эго-комплекса».

Даже беглый взгляд на проблемы, связанные с «устройством» памяти, даёт возможность представить, сколь бесконечно-обширна литература, посвящённая этим проблемам. Огромна библиография научных и научно-популярных работ.

Многолетняя практика Научной библиотеки НГУ показывает, что во все времена тема памяти является весьма привлекательной для наших читателей. В настоящее время интерес к ней растёт. Для современного человека характерна информационная перегрузка. Этот термин Бертрама Гросса популяризировал Элвин Тоффлер в своем бестселлере «Шок будущего» 1970 года. В психологии информационная перегрузка понимается как переизбыток информации, поступающей в сознание.

В нынешних условиях именно переизбыточных информационных потоков читателям очень важна литература, рассказывающая о деятельности мозга, о свойствах памяти.

Итак, многоликая память!

У вас, дорогие читатели, есть замечательная возможность познакомиться с книжной выставкой-просмотром «Память человека: структура, процессы и механизмы» на абонементе учебной и научной литературы с 17 по 28 октября.

Выставка сразу привлекла внимание многих читателей-студентов и преподавателей насыщенным содержанием, интереснейшими книгами и ярким оформлением. На выставке представлены 112 книг. За первую неделю её посетили 50 человек.

Три раздела просмотра, соответствующие его названию, посвящены структуре, процессам и механизмам памяти. Четвёртый – отвечает на вечный вопрос – что нужно делать для практического улучшения способности к запоминанию? Каждый раздел включает цитаты, иллюстрации, схемы. Притягательна выставка и своим удобным расположением: посетители могут вдумчиво, не торопясь, полистать книги на знаменитых абонементских диванчиках.

Автор этого творческого проекта – Наталья Борисовна Чернова, главный специалист абонемента учебной и научной литературы. При подготовке ею было проработано огромное количество сложной по содержанию литературы – по целому спектру наук.

Хочется вспомнить слово «польза» – положительное, благотворное влияние, благо. Главные польза и достоинства экспозиции – в раскрытии нашего книжного фонда. Формат выставки-просмотра даёт читателям прекрасную, уникальную возможность знакомства с изданиями, собранными воедино из разных отделов библиотеки – «здесь и сейчас». Научная библиотека НГУ по-праву гордится своим замечательным фондом, в котором «есть место» книгам, принадлежащим самым различным областям знания.

«Книги – только одно из вместилищ, где мы храним то, что боимся забыть. В них нет никакой тайны, никакого волшебства. Волшебство лишь в том, что они говорят, в том, как они сшивают лоскутки вселенной в единое целое», Рэй Брэдбери.

Вашему вниманию, дорогие читатели, мы предлагаем несколько книг с этого просмотра!

Текст: Л. Я. Дистанова

Е7 Н823
Норденген, Кайя. Мозг всемогущий: путеводитель по самому незаменимому органу нашего тела / Кайя Норденген; [пер. с норвеж. Е. Савиной, М. Ткаченко]; предисл. Мэй-Бритт Мозер. – Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2018. – 270 с.
Место хранения: книгохранение

«Прочитайте эту книгу! На неё стоит потратить время», – пишет в предисловии Мэй-Бритт Мозер, психолог, профессор неврологии в Норвежском университете естественных и технических наук, лауреат Нобелевский премии по медицине.

Кайя Норденген – врач, невролог, автор научно-популярной литературы. Она так обращается к своим читателям: «Эта книга написана так, словно я беседую о мозге со своими близкими друзьями, и очень надеюсь, что вы, как и я, будете очарованы его многочисленными тайнами. Вы удивитесь тому, как много делает эта масса розоватого цвета, расположенная между ушами».

«Путеводитель» – настоящее увлекательнейшее путешествие по мозгу. Где начинается мысль? Разум и память, влюблённость и ненависть, логика и обучаемость – элементы, из которых состоит наше «я», находятся в самом незаменимом органе нашего тела - мозге. Книга поможет узнать, где находится личность, почему важно уметь забывать, в каком отделе мозга спрятан компас, откуда берутся ложные воспоминания, где хранятся эмоции и можно ли повлиять на свое настроение, и даже о том, почему мы едим мозгом.

Из предисловия автора к русскому изданию: «Подумать только! Моя книга – и на русском языке! Это действительно большая честь для меня. Я всегда была очарована этой огромной страной, граничащей с моей маленькой родиной. В первый раз я побывала в России, когда мне исполнилось 17 лет. … Русские люди славятся своим развитым интеллектом и начитанностью. Но нельзя быть интеллектуально развитым и начитанным без мозгов. Да что там, без них нельзя быть даже просто человеком!

В этой книге я надеюсь дать вам представление о том, как наш мозг делает нас такими, какие мы есть. Желаю вам прекрасно провести время с этой книгой, где бы вы ни оказались – в кресле в трамвае на даче или возле костра. Надеюсь, вы получите удовольствие!».

Ю9 Э870
Эстбю, Х. Это мой конек. Наука запоминания и забывания: пер. с норв. / Хильда Эстбю, Ильва Эстбю. – Москва: Альпина нон-фикшн, 2020. – 316 с.
Место хранения: книгохранение

Почему мы помним? Как мы забываем? Что же такое память, в конце концов? Отвечая на эти и другие вопросы, умная и весёлая книга позволяет нам по-новому увидеть одну из самых поразительных человеческих способностей.

Две сестры из Норвегии, нейропсихолог и известная писательница, искусно вплетают в повествование историю, науку и собственные исследования, открывая перед читателем захватывающую панораму понимания памяти – от эпохи Возрождения и открытия гиппокампа, напоминающего по форме морского конька, до нашего времени.

Ю9 М333
Матвеев, С. С. (тренер по мнемотехнике). Феноменальная память: методы запоминания информации / Станислав Матвеев. – 2-е изд. – Москва: Альпина Паблишер, 2013. – 151 с.
Место хранения: читальный зал

Мы регулярно забываем забрать с принтера посланные на печать документы, оставляем дома собранные мамами и жёнами завтраки, не можем вспомнить пароль для входа в компьютер и ПИН-код от банковской карты, а особо заработавшиеся забывают даже имена своих коллег и друзей. В то же время есть люди, которые помнят всё. Как им это удается?

Имя Станислава Матвеева внесено в раздел «Феноменальная память» Книги рекордов России. При этом память у него – самая обыкновенная, просто он научился ею эффективно пользоваться и предлагает сделать то же своим читателям. Автор пропагандирует исключительно практическую модель обучения, теория в этой книге сведена к минимуму. Мастер мнемотехники делится секретами своего успеха, а также рассказывает о том, как пользоваться приёмами запоминания в повседневной жизни.

Ю9 С893
Сузуки, В. Странная девочка, которая влюбилась в мозг: как знание нейробиологии помогает стать привлекательнее, счастливее и лучше: пер. с англ. / Венди Сузуки, при участии Билли Фицпатрика. – 3-е изд. – Москва: Альпина Паблишер, 2019. – 298 с.
Место хранения: книгохранение

Известная на весь мир Венди Сузуки, нейробиолог, доктор наук, руководитель интерактивной исследовательской лаборатории Нью-Йоркского университета, проснулась утром и поняла, что она – неудачница. Имея огромные заслуги в научной сфере, в личной жизни она не добилась ничего! Мужа нет, детей нет, друзей нет, физическая форма оставляет желать лучшего.

Опираясь на свои глубокие познания о мозге, Венди разработала авторскую методику физических упражнений, которая способна изменить вас внешне и поменять ваш образ мыслей и всю жизнь.

Автором представлены практические советы, которые воплощают в себе центральные нейробиологические концепции. Она делится уникальными приёмами тренировки мозга – это четырёхминутные комплексы упражнений, быстрые способы восстанавливать энергию, повышать настроение и делать мышление более интенсивным. Вы готовы перенастроить мозг, чтобы дать своей жизни новый старт?

Ю9 Л840
Лукас, Б. Накачка мозгов: [Пер. с англ.] = Power up Your Mind / Б. Лукас. – М.: ЭКСМО, 2003. – 303 с.
Место хранения: книгрохранение

Современный мир и передовые технологии диктуют ускоренный ритм мышления: мы должны очень быстро обучаться «бесконечному» новому, тут же применяя полученные знания. Таким образом, творческий подход к своему мышлению, увеличению объёма памяти и способности быстро принимать решения переходят в разряд приоритетных. Известный американский психолог-консультант разработал методику «ускоренного обучения», которая включает сознательный подход к возможностям своего мозга: осознание «механизма» его работы, создание правильного эмоционального настроя для обучения, выбор специального питания, ментальной разгрузки и многие другие факторы. Каждый способен учиться быстрее, работать лучше и полнее реализовать свои возможности.