?
Задать вопрос

«Настанет свой черёд»


Разбросанным в пыли по магазинам,
Где их никто не брал и не берет,
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.

Марина Цветаева

 

8 октября 1892 года в Москве родилась Марина Ивановна Цветаева. Её отец, Иван Владимирович Цветаев, – русский учёный-историк, археолог, филолог и искусствовед, профессор Московского университета, директор Румянцевского музея и основатель Музея изящных искусств. Мать, Мария Мейн, – талантливая пианистка.

Как известно, свой день рождения Марина Цветаева отмечала 9-го октября, на которое приходился православный праздник памяти апостола Иоанна Богослова. Дата была для неё очень важной.


Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.
Спорили сотни Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.
Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

Марина Цветаева
16 августа 1916

 

Сколь часто в октябрьские дни вспоминаются, цитируются эти строки поэта! Вновь и мы обращаемся к известному цветаевскому образу.

Свои первые стихотворения Марина Цветаева начала писать ещё в детстве на русском, французском и немецком языках. В 18 лет она напечатала за свой счёт первый сборник стихов «Вечерний альбом». Он вышел в свет в 1910 году, и сразу привлёк внимание знаменитых поэтов – Валерия Брюсова, Максимилиана Волошина и Николая Гумилёва. Вскоре вышли сборники «Волшебный фонарь» и «Из двух книг». В эмиграции становится популярной серия её прозаических произведений. Последняя прижизненная книга Марины Цветаевой «После России» была опубликована в Париже в 1928 году.

Имя Марины Цветаевой – особая краска в палитре литературно-музыкальных вечеров научной библиотеки НГУ. Их традиция складывалась в течение многих лет. У её истоков – проведение годового цикла вечеров «Пространство поэзии», некогда посвящённого именно 100-летнему юбилею Марины Цветаевой.

Вечера проходили на абонементе художественной литературы. Каждая встреча, наполненная «словом и музыкой», становилась ярким событием, дав читателям новые возможности живого, эмоционального приобщения к судьбе и творчеству поэта.

В последующие годы цветаевская тема в нашей библиотеке продолжалась и в поэтических вечерах, и в многочисленных беседах, и в лекциях, привлекавших не только университетских читателей-слушателей, но и публику из Академгородка и Новосибирска. Уникальные книжные и фотовыставки были чрезвычайно притягательны и для студентов, и для «старших».

Картина мира Марины Цветаевой раскрывалась в сложном контексте литературно-исторической эпохи, в её многомерных связях и сцеплениях. Прекрасными воспоминаниями отзываются названия вечеров: «Настанет свой черёд», «Живое о живом», «Расстояние: версты, мили», «Отец и его Музей», «Вот: слышится – а слов не слышу», «Флорентийские ночи».

И все годы интерес читателей к цветаевским вечерам сохранялся благодаря удивительному таланту ведущей – Юлии Виллиевны Лихачевой.


Тоска по родине!..
Тоска по родине! Давно
Разоблаченная морока!
Мне совершенно все равно –
Где – совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой
Брести с кошелкою базарной
В дом, и не знающий, что – мой,
Как госпиталь или казарма.

Мне все равно, каких среди
Лиц ощетиниваться пленным
Львом, из какой людской среды
Быть вытесненной – непременно –

В себя, в единоличье чувств.
Камчатским медведем без льдины
Где не ужиться (и не тщусь!),
Где унижаться – мне едино.

Не обольщусь и языком
Родным, его призывом млечным.
Мне безразлично, на каком
Непонимаемой быть встречным!

(Читателем, газетных тонн
Глотателем, доильцем сплетен…)
Двадцатого столетья – он,
А я – до всякого столетья!

Остолбеневши, как бревно,
Оставшееся от аллеи,
Мне все – равны, мне всё – равно;
И, может быть, всего равнее –

Роднее бывшее – всего.
Все признаки с меня, все меты,
Все даты– как рукой сняло:
Душа, родившаяся – где-то.

Так край меня не уберег
Мой, что самый зоркий сыщик
Вдоль всей души, всей – поперек!
Родимого пятна не сыщет!

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,
И всё – равно, и всё – едино.
Но если по дороге – куст
Встает, особенно – рябина…

Марина Цветаева
1934 год

 

Текст: Л. Я. Дистанова

Фотоколлаж: О. В. Кошевая