«Восхождение к славе» Шепитько Лариса Ефимовна – режиссёр (6 января 1938 – 2 июля 1979)
XX век явил миру одно из удивительных видов искусства – кино. В советском кинематографе среди плеяды талантливых режиссёров нельзя не заметить Ларису Шепитько, главной темой творчества которой была духовность и уникальная ценность человека.
Её судьба – это стремительное движение по струне жизни. Родилась 6 января 1938 года в г. Артёмовске на Донбассе. Окончила среднюю школу во Львове. В 17 лет поступила на режиссёрский факультет ВГИКа к Александру Довженко. Первый фильм «Зной» (по повести Чингиза Айтматова) принёс ей славу. В это же время она знакомится с Элемом Климовым, который становится её супругом. «У меня счастливое совпадение: муж – тоже режиссер, и кино – мой дом в буквальном смысле слова», – не раз говорила Лариса.
Каждый снятый ею фильм свидетельствует о яркой художественной индивидуальности.
1964 – «Зной». Фильм был удостоен премии за дебют на МКФ в Карловых Варах (1964) и премии I Всесоюзного кинофестиваля в Ленинграде.
1966 – «Крылья». Фильм, рассказывающий о послевоенной судьбе лётчицы Надежды Петрухиной. Сыгравшая эту роль Майя Булгакова была признана в 1966 году лучшей актрисой года.
1967 – «Родина электричества» (киноальманах «Начало неведомого века», новелла вторая) по рассказу Андрея Платонова. Фильм по цензурным соображениям не был выпущен на экран, что теперь воспринимается тоже как награда.
1969 – «В тринадцатом часу ночи». Цветной фильм новогоднего жанра с популярными актёрами.
1971 – «Ты и я». Фильм награждён на международном кинофестивале в Венеции медалью в конкурсе молодого кино.
1976 – «Восхождение» по повести Василя Быкова «Сотников». Съемки фильма «Восхождение» начались 5 января 1976 года, накануне дня рождения Ларисы. Этот памятный день можно назвать её вторым днём рождения.
Фильм удостоен главных призов Всесоюзного кинофестиваля в Риге, а на международном кинофестивале в Западном Берлине получил Гран-при «Золотой медведь».
Картину купили для кинопроката почти сорок стран, фильм показывали на всех континентах, он имел ошеломляющий успех.
На Западе вокруг работы Шепитько развернулись философские и научные дискуссии о сущности человека, о законах его поведения, предназначении и духовных возможностях, о высшем смысле и истинных ценностях. Но самым главным для Ларисы Шепитько была реакция зрителей. Она хотела привести зрителя на свидание с совестью, вовлечь его в испытание, вызвать нравственное потрясение, очищающее душу. И на просмотрах поняла, что раскрыла на экране важнейшую для человека истину. «Я видела реакцию зала в разных аудиториях, – говорила Шепитько. – Фильм воспринимался очень лично, не только как произведение искусства. На просмотрах было много эмигрантов. Я уходила с мокрыми плечами, потому что они устраивали массовые рыдания». К Шепитько стали приходить письма из самых отдаленных уголков страны. Лариса Шепитько признавалась: «Я раньше таких писем никогда не читала. И по пониманию искусства, и по рассказам о жизни. Из них видно, как велика у людей потребность в духовной жизни, в напряженной духовности. Сколько людей мучаются, что не проживают себя до конца. По этим письмам можно было создать книгу духовной жизни нашей страны. В них есть надежда...» Именно письма зрителей подтолкнули Шепитько к идее создания фильма «о неумирающей, о бессмертной духовности русского человека, русского характера». Литературную основу будущего фильма она нашла в повести Валентина Распутина «Прощание с Матёрой».
1981 – «Прощание» (подготовительный этап).
Во время съёмок фильма «Матёра», ранним утром 2 июля 1979 года Лариса Шепитько, художник редкого провидческого дара, духовного и нравственного максимализма, человек мудрый и страстный, упорный и беззащитный, стойкий и очень хрупкий, погибла в автомобильной катастрофе.
Работу над фильмом завершил Элем Климов и назвал его «Прощание».
Отдел художественной литературы Научной библиотеки НГУ предлагает своим читателям единственную книгу о Ларисе Шепитько.
Лариса: книга о Ларисе Шепитько: воспоминания, выступления, интервью, киносценарий, статьи / [сост. Э. Г. Климов]. – Москва: Искусство, 1987. – 289, [14] с.: ил., портр.
В книге представлены воспоминания людей, хорошо знавших Ларису Ефимовну, встречавшихся с ней в разные периоды её жизни или интересовавшихся её фильмами. Это Элем Климов, Василь Быков, Юрий Клепиков, Белла Ахмадулина, Глеб Панфилов, Вернер Херцог, Юрий Ракша, Юрий Визбор, Валентин Распутин, Ченгиз Айтматов и др.
Писатель Валентин Распутин писал в своих воспоминаниях: «Я любил наблюдать, как говорит и спорит Лариса. Ничего подобного ни у кого я больше не встречал. Она вступала в разговор спокойно, задумчиво, с паузами, как бы не зная ещё, стоит или не стоит всерьёз отдаваться ему, стараясь как можно больше услышать от собеседников, но затем с какого-то определённого момента вдруг увлекалась, «заводилась», воодушевление, какое-то внутреннее могучее горение нарастало всё больше и больше – и это было чудо: она говорила быстро, точно, красочно и убедительно, говорила вдохновенно и без усилий. Та огромная мыслительная работа, которая происходила внутри, была совершенно незаметна. От случайного, стихийного порыва, мимо прекрасных, редко случайных мест, по которым она вела нас, она приходила к верной цели. Она словно воспаряла над предметом разговора, иногда самым обыкновенным, увлекала и нас за собой, и этот «вышний» взгляд не был напрасен, он затем пригождался в работе и в чувствах многих из нас.
Несомненно, это был ум по-мужски точный, по-художнически богатый и по-женски красивый.
И ещё одно качество трудно было не заметить в Ларисе. Это её светоносность. Именно светоносность, всякое другое слово окажется неверным. Она входила – и сразу становилось светлей и теплей в комнате. Она начинала говорить – и от первых же её слов наступало удовлетворение: вот о чём надо говорить… Она вся как бы излучала свет. При её деятельной, азартной натуре, пожалуй, он не был успокаивающим. Он был мягким, но и тревожным, приводящим к нешуточным размышлениям: где мы? что мы? что нам делать дальше?
Порой кажется, что она всё это знала и делала огромные усилия, чтобы не выдать себя».
В публикации использован материал: http://chtoby-pomnili.net/page.php?id=162