?
Задать вопрос

Подвиг славянских первоучителей «Свет показая емоу сложение письменемъ…»

 

В истории средневековой европейской культуры не так много лиц, чьи имена причислены к сонму святых и одновременно почитающихся национальными героями. Таковы учёные-богословы – братья Кирилл и Мефодий – создатели славянской азбуки, первые переводчики богослужебных книг с греческого на старославянский.

В историю мировой культуры вошли оба брата. Особенно прославился Кирилл, заслуживший в своё время признание как философ. Начитанность, глубокое знание языков, исключительно высокое образование, широкое знакомство с античной культурой, энциклопедические знания – всё это помогло совершить ему главный подвиг жизни – создать славянскую азбуку и успешно вести большую просветительскую работу среди славян. В 863 г. Кирилл приступил к разработке славянской азбуки, взяв за основу греческое уставное письмо (унициал), и изобрёл простую и удобную форму для начертания славянских букв. Он дополнил азбуку знаками, передающими звуки, свойственные славянской речи и отсутствующие в греческой. Пользуясь созданной азбукой, Кирилл и Мефодий за восемь месяцев перевели с греческого на славянский язык основные богослужебные книги – Евангелие, Псалтырь, Апостол и др. Первыми словами, написанными славянской азбукой, были начальные строки Евангелия: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово был Бог…».

Создав азбуку, дав славянам «Свет разумения книжного», солунские братья совершили духовный и гражданский подвиг. Кирилла и Мефодия называли равноапостольными – их роль была не меньшей, чем роль апостолов, первых христианских проповедников.

Чудо создания славянских букв остаётся тайной. В Житии Мефодия об этом говориться лаконично: «Явил Бог Философу славянское письмо». Тем самым агиографы ссылаются на божественное происхождение славянской азбуки, что было крайне важно для обоснования права на перевод Библии. Славянская письменность существовала и раньше. Кирилл и Мефодий создали иную, совершенную письменность. Подвиг Кирилла и Мефодия представляется ещё более значительным, если учесть, что созданная ими азбука – изумительное, полное сокровенной музыки произведение, сложная логико-математическая система. И самое удивительное то, что славяне получили благодаря им свою письменность сразу в тех зрелых и совершенных формах, которые вырабатывались в греческом тексте оригиналов многими столетиями. Греческий литературный язык имел к тому времени более чем тысячелетнюю традицию. И создать такой инструмент славянской письменности, который передавал бы все литературные тонкости греческих оригиналов, словарные богатства, разнообразие стилей, это была сверхзадача не для одного человека и не на одно столетие.

Кирилло-мефодиевской письменности суждено было сыграть значительную культурную и политическую роль. Созданная братьями письменность расценивается как фундамент новой славянской культуры, той культуры, которая выводит славян на уровень «великих» народов. Имена Кирилла и Мефодия были очень почитаемы во всех славянских странах, как православных, так и католических. В установленный церковью День памяти Кирилла и Мефодия (24 мая по новому стилю) в Болгарии был превращён в праздник национального образования и культуры. В России он отмечается с 1986 г. Именно в Болгарии (конец IX – начало X в.) сложился значительный культурный центр, который продолжил дело Кирилла и Мефодия по созданию славянской письменности и литературы. Это время обычно называют золотым веком болгарской литературы. Отсюда славянская письменность и литература стали распространяться к другим народам, в частности в средневековую Русь.

(Славянская письменность. Книга. Библиотека: проспект кн.-ил. выст. – НГОНБ, Новосибирск, 2002 г.)

Приглашаем на книжную выставку-просмотр!