?
Задать вопрос

Искусство кино

Профессиональный праздник кинематографистов в России ежегодно отмечается 27 августа.

В 2020 году 25 сентября исполнилось 100 лет со дня рождения выдающегося советского режиссёра Сергея Бондарчука. 21 октября – 75-летие со дня рождения режиссёра и актёра Никиты Михалкова.

Советский кинематограф был и остаётся великим. Такое кино можно снять, только если одновременно задействованы душа, ум и сердце. Когда в одном фильме вся жизнь: с радостями и горестями, с музыкой и молчанием, с тонкими переходами от одного символа к другому, с нюансами и знаковыми эпизодами. Хочется отметить и тот парадокс, что в старых картинах часто можно найти огромное количество совершенно новаторских с сегодняшних позиций идей.

Создание фильма – это сотворение другого, иллюзорного мира. И режиссер – это профессия, где техническая и творческая стороны неотделимы друг от друга.

Несколько книг о мастерах кино предлагаем в нашем обзоре.

Бондарчук Н. С. Сергей Бондарчук: Лента жизни / послесл. В. Шмырова – Москва: Издательство АСТ, 2020. – 320 с., ил. – (Зеркало памяти).

«Кто ребёнком не вслушивался в пение птиц, не впитывал аромат полей и лесов, не переживал утреннего пробуждения природы, тому потом трудно поведать о мире чувств, жизни сердца и ума».

Сергей Бондарчук

Знаменитые киноленты: «Молодая гвардия», «Отелло», «Попрыгунья», «Судьба человека», «Война и мир», «Они сражались за Родину», «Степь», «Борис Годунов» – неразрывно связаны с именем выдающегося художника Сергея Фёдоровича Бондарчука. Книга написана его дочерью, известным режиссёром, актрисой и сценаристом, Натальей Бондарчук. Перед читателем проходят детские и юношеские годы её отца, время, когда возникла любовь к театру и кинематографу, которой он остался верен до конца жизни.

Книга повествует о небывалом взлёте и всемирном признании режиссёра Сергея Бондарчука, о любимом ВГИКе и, конечно, об учителях, друзьях и близких – Сергее Герасимове, Инне Макаровой, Ирине Скобцевой, Василии Шукшине, Нонне Мордюковой, Никите Михалкове, Сергее Никоненко и других соратниках.

Болдырев Н. Ф. Сталкер, или Труды и дни Андрея Тарковского. – Челябинск: Урал LTD, 2002 – 383 с.: ил., [32] л. ил.; 21 см. – (Биографические ландшафты). В каталог НБ НГУ
Болдырев Н. Ф. Жертвоприношение Андрея Тарковского. – Москва: Вагриус, 2004 – 527 с., [8] л. ил.; 22 см. – Библиогр.: с. 524-525. В каталог НБ НГУ

«Для меня нет никакого сомнения в том, что искусство – это Долг, то есть если ты что-то создаешь, ты чувствуешь, что должен это сделать. Но только время покажет, смог ли я стать Медиумом между Универсумом и Людьми».

Андрей Тарковский

О всемирно известном кинорежиссёре Андрее Тарковском написано немало книг. Жизнь одарила его и славой великого режиссёра, и горьким хлебом изгнания. Андрей Тарковский обладал тончайшим, уникальным видением мира, его фильмы называли чудом, и каждый из них тут же становился событием. Его судьба и секреты творчества становятся объектом для всё новых исследований.

Мы выбрали две книги из фонда нашей библиотеки, написанные Николаем Болдыревым, известным культурологом, эссеистом, переводчиком. Автор предпринял интересную попытку свести воедино личную биографию Тарковского и его творчество, которое он рассматривает в контексте мирового искусства.

Крупин М. В. Никита Михалков. Он русский, это многое объясняет…: [жизнеописание]. – Москва: Молодая гвардия, 2018. – 611, [1] с., [8] л. ил., портр., факс.; 21 см. В каталог НБ НГУ

«Кино – это пластико-ритмическое мышление. Оно начинается там, где кончается необходимость пересказывать сюжет».

«Мне кажется, для русского человека настоящее счастье может быть только в Храме. Там он под Покровом, там он спокоен. Ведь не случайно же у русских счастье совсем рядом со слезами».

Никита Михалков

Никита Михалков – один из самых известных кинорежиссёров и актёров России. Как всякий выдающийся человек, он оброс мифами, легендами, слухами, домыслами. Автор книги о нём – Михаил Крупин. Писатель, драматург, сценарист прежде всего рассказывает о своём герое как о создателе знаменитых фильмов «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Несколько дней из жизни И. И. Обломова», «Родня», «Очи чёрные», «Урга – территория любви», «Утомлённые солнцем», «Сибирский цирюльник», «Солнечный удар» и др. Представлен он и как талантливый актёр, запомнившийся зрителям с первой же картины «Я шагаю по Москве». Не обошел автор и сложившуюся вокруг героя мифологию, дающую представление о ярком, неоднозначном, а порой и детективном мире кино. В жизнеописании цитируются записные книжки, дневники Михалкова, воспоминания его друзей и недоброжелателей, другие «документы эпохи».

Соловьёв С. А. Асса и другие произведения этого автора: записки конформиста: [воспоминания: в 2 кн.] – Санкт-Петербург: Амфора: Сеанс, 2008. В каталог НБ НГУ книга перваякнига вторая

Первый том воспоминаний кинорежиссёра Сергея Соловьёва посвящён началу своей биографии и началу жизни профессиональной. Детство, отрочество, юность, первые пробы пера и кинокамеры; стоп-кадры – лица друзей, учителей и коллег, ныне здравствующих и ушедших; битвы с начальством, с самим собой; поражения и победы. Рассказывая о своём окружении, режиссёр помогает нам понять, почему именно этому поколению кинематографистов удалось создать совершенно особые картины-переживания. Книга не только о творчестве автора, но и обо всём советском кино.

Второй том воспоминаний – о «взрослой» жизни в искусстве кино. Первые шаги пройдены, уроки выучены, освоение профессии продолжается в Москве, под Москвой, в Колумбии, в Японии – и далее повсюду. Это не учебник по киноискусству и не мемуары о былом. Это интересный рассказ о талантливых людях, создавших культуру ХХ века. Режиссёр пишет о людях, с которыми он работал, о времени, в котором жил, о кино, в которое влюблён.

Данелия Г. Н. Безбилетный пассажир: [байки кинорежиссера] – Москва: ЭКСМО, 2003. – 415 с.: ил.; 20 см. – (Триумф - Золотая коллекция). В каталог НБ НГУ
Данелия Г. Н. Тостуемый пьет до дна: маленькие истории, байки кинорежиссера – Москва: ЭКСМО, 2009. – 349, [1] с.: ил., портр.; 20 см. В каталог НБ НГУ
Данелия Г. Н. Кот ушел, а улыбка осталась: [маленькие истории, байки кинорежиссёра]. – Москва: ЭКСМО, 2015. – 414, [1] с.: ил., портр.; 21 см. – (Жизнеописания знаменитых людей (ЖЗЛ)). В каталог НБ НГУ

Режиссёр Георгий Данелия в своих фильмах: «Я шагаю по Москве», «Мимино», «Афоня», «Осенний марафон» – рассказывает о городе, о городском жителе. Георгий Николаевич говорил про себя, что он «гриб на асфальте». В основе его киносюжетов феномен человеческого общения. Вышел на улицу – будь готов к самым удивительным сюрпризам от двигающегося тебе навстречу человека. «Излюбленный приём Данелии – игра с идентичностью. Первый встречный, как, впрочем, и второй, и третий, всегда оказывается не тем человеком, каким тебе поначалу представлялся. Внешне такой сюжетный ход выглядит анекдотичным, однако, по сути, именно он является универсальной отмычкой к поэтике Большого Города». В начале перестройки, когда стало модным ворошить и пересматривать прошлое, Данелия поставил фильм «Кин-дза-дза!», где проницательно показал ближайшее будущее.

Георгий Данелия издал серию первоклассных мемуаров, в которых, подшучивая над собой и другими, заворожил читателей своими историями о том, как он и его друзья делали кино. Это истории о нашей жизни, то очень смешные, то с тенью грусти. Его книги такие же, как его фильмы, – лёгкие, невероятные и вместе с тем жизненные.

Отдел художественной литературы