?
Задать вопрос

Литературный календарь. Великие имена. Рэй Брэдбери

 

22 августа 1920 года родился Рэй Брэдбери. И в нынешнем году весь читающий мир с благодарностью отмечает 100-летний юбилей великого писателя. Это кажется просто невероятным – он всегда был с нами, рядом, современник, в некоей «одной золотой поре» – и мудрый, и молодой. Вне возрастов и дат. Автор-Волшебник любимых рассказов, повестей, романов. Сейчас его называют «Великим Писателем, которого будут читать всегда».

Собственно, в те мало информационные времена мы и портрет его не очень-то знали. Но были растворены в пространстве его бесконечно прекрасной прозы, в прекрасных золотисто-летних фантазиях. Мы знали страницы текстов наизусть, читали-зачитывались-перечитывали. Мы были словно внутри Великой литературы.

Без преувеличений, «все мы вышли из» «Марсианских хроник», из мира классических произведений Брэдбери, где парадоксальным образом слито возможное и невозможное. В детстве мы до слёз сопереживали маленькой Марго, запертой одноклассниками в школе на Венере, – героине рассказа «Всё лето в один день». А спустя годы наши дети ставили о ней спектакль – рассказ продолжает жить.

Как волновали своими марсианскими тайнами «Они были смуглые и золотоглазые». «Всё меняется. Меняется. Медленные, подспудные, безмолвные перемены. А разве не то же делается там, наверху? Сквозь воду он увидел над головою солнце тоже незнакомое марсианское, измененное иным воздухом, и временем, и пространством. …Они шли дальше среди холмов. Ступали по старым, выложенным мозаикой дорожкам, мимо фонтанов, из которых всё ещё разлетались водяные брызги. Подошли к маленькой, давным-давно заброшенной марсианской вилле. Она стояла на холме, и отсюда открывался вид на долину. Коридоры, выложенные голубым мрамором, фрески во всю стену, бассейн для плаванья. В летнюю жару тут свежесть и прохлада. Марсиане не признавали больших городов».

Как беззаветно и радостно любили мы «Вино из одуванчиков»! Про мальчика Дугласа, его удивительное лето 1928 года, про взросление детской души. «И тогда из погреба возникнет, точно богиня лета, бабушка, пряча что-то под вязаной шалью; она принесет это "что-то" в комнату каждого болящего и разольет – душистое, прозрачное – в прозрачные стаканы, и стаканы эти осушат одним глотком. Лекарство иных времен, бальзам из солнечных лучей и праздного августовского полудня, едва слышный стук колес тележки с мороженым, что катится по мощеным улицам, шорох серебристого фейерверка, что рассыпается высоко в небе, и шелест срезанной травы, фонтаном бьющей из-под косилки, что движется по лугам, по муравьиному царству, – все это, все – в одном стакане!». Вспомним, что второе имя Рэя Брэдбери – Дуглас! Огромный и сложный мир ребенка – важная область его творчества. Он писал: «В наше время радость существования заключается в том, чтобы помогать подросткам отыскивать пути к новым рубежам…».

Много лет назад писатель показал в своём великом романе «451 градус по Фаренгейту» фантастическую картину общества без книг. И, по сути, не любя технику, не только пророчески предсказал появление конкретных её «предметов», но и утверждал в своём творчестве идеи прогресса и развития цивилизации.

Его давний, особо любимый мной рассказ про Электронную бабушку, мыслящую машину, созданную для добра, любви, тепла и нежной заботы, стал символом, своеобразным заветом гуманизма нашим временам. Рассказ называется «Электрическое тело пою!» – для русского читателя в духе Андрея Платонова, но это строка из Уолта Уитмена. В 1985 году на Литовской киностудии был снят поэтический фильм-сказка для детей. Главную роль играла Ингеборга Дапкунайте.

«Поместите меня в комнату с карандашом и стопкой белой бумаги, а напротив посадите сотню людей за самые современные компьютеры, я смогу создать нечто гораздо более интересное, чем все они вместе взятые».

Нет, он не любил усовершенствования, но, гениально предвидя неотвратимую мощь технической эры, звал сохранить всё человеческое.

Как часто в нашей библиотеке мы цитировали известное высказывание писателя о том, что его воспитали именно библиотеки: «Я получил образование в библиотеке, не в колледже». В современной динамике, в технологических поисках нового состоит залог будущего библиотек и будущего новых поколений читателей. Но перемены важны не ради перемен, они должны быть средством, не самоцелью. Сейчас библиотеке важно прочно сохранять свои позиции в культуре, оставаясь её гуманистической составляющей.

А однажды свою традиционную шутливую открытку, посвящённую Дню библиотек, мы подписали словами Рэя Брэдбери: «Все девушки, с которыми я встречался в молодости, были библиотекарями!».

Текст Л. Я. Дистановой

Фотоколлаж О. В. Кошевой