Новости НБ НГУ

Литературный календарь. Осень

Фотографии Е. И. Вагановой

Осень богата днями рождения классиков русской литературы. Не только в юбилейные годы отмечаем мы в календаре 9 сентября день рождения Льва Николаевича Толстого, 9 ноября – Ивана Сергеевича Тургенева, 11 ноября – Фёдора Михайловича Достоевского. 3 октября звенит в душе есенинское: «Отговорила роща золотая…». Вслед за «золотыми» строчками Сергея Есенина 8 октября читаем у Марины Цветаевой: «Красною кистью рябина зажглась. Падали листья, я родилась…». Михаил Лермонтов родился 15 октября.

В нынешнем 2019 году осенний календарь сообщает нам о юбилеях интересных русских писателей, творчество которых доставит радость и наслаждение как нынешним, так и будущим читателям. В сентябре отдел художественной литературы представляет две юбилейные книжные выставки.

«Огненные километры» Константина Воробьёва (к 100-летию со дня рождения писателя)

Родом из Курской губернии, в довоенные годы Константин Воробьёв смог получить образование и набрать опыт литературной работы. В первый год войны 22-летний лейтенант был контужен в боях под Москвой и попал в плен. Оставаясь офицером и в плену, дважды готовил побег. 24 сентября 1942 года побег состоялся. Оказавшись свободным в занятой немцами Латвии, становится командиром партизанской группы в районе Шауляя. После освобождения Прибалтики Советской Армией, Константин Воробьёв назначается начальником штаба ПВО г. Шауляя.

Пройдя адские круги войны, став победителем в мировом сражении, писатель К. Воробьёв сделал войну главной темой своего творчества. Он бесстрашен в своей прозе как фронтовик, переживший бои, плен, партизанскую борьбу и освобождение. В 1943 году написана автобиографическая повесть «Это мы, Господи!», в 1963 году в «Новом мире» опубликована повесть «Убиты под Москвой». Она закрепила за Воробьёвым звание яркого представителя «лейтенантской» прозы. «Повесть “Убиты под Москвой”, – писал В. Астафьев, не прочтёшь просто так, на сон грядущий, потому что от неё, как от самой войны, болит сердце, сжимаются кулаки и хочется единственного: чтобы никогда-никогда не повторилось то, что произошло с кремлёвскими курсантами, погибшими… под Москвой».

Искренность, талант рассказчика и превосходного стилиста делают произведения Константина Воробьёва подлинными литературными сокровищами. Писатель-фронтовик Евгений Носов так отзывался о прозе Константина Воробьёва: «Произведения К. Воробьёва всегда предельно насыщены размышлениями, это пример так называемой “думающей” литературы, с которой читателю не может быть скучно и безрадостно».


«В прекрасном и яростном мире Андрея Платонова» (к 120-летию со дня рождения)

Писатель Андрей Платонов родился и жил в то время и в той стране, где впервые в истории рабочий человек входил в культуру, литературу и историю как герой. Андрей был старшим из десятерых детей в семье Платона Фирсовича Климентова, слесаря и помощника машиниста в воронежских железнодорожных мастерских. (Платоновым Андрей назовётся, выпуская в печать свои первые стихи в 1918 г.).

Писатель и философ А. Платонов наблюдал труд и жизнь своего героя не со стороны, он сам всю свою нелёгкую жизнь был в гуще «материального» труда. Он знал масштаб своего дарования, знал о том, что он гениален. Никогда не подстраивался под чужое мнение, не искал славы и наград, не изменял своему внутреннему чувству. Откуда такая великая сила, необычайный талант жизнеощущения и мировидения? «Любовь одного человека может вызвать талант в другом человеке или, по крайней мере, пробудить его к действию. Это чудо мне известно», – писал Андрей Платонов своей жене Марии Александровне, верному и преданному другу. ««Как хорошо не только любить, но и верить в тебя как в Бога (с большой буквы), но и иметь в тебе личную, свою религию. Любовь, перейдя в религию, только сохранит себя от гибели и от времени».

Книги Андрея Платонова («Чевенгур», «Котлован», «Джан», «Ювенильное море», «Фро», «Возвращение») прочно утвердились на полке классики, по его произведениям снимают элитарное кино, его творчество изучают высоколобые интеллигенты. Сбылась ли мечта писателя, выраженная им в словах: «…стать самому таким человеком, от мысли и рук которого волнуется и работает весь мир ради меня и ради всех людей, и из всех людей – я каждого знаю, с каждым спаяно моё сердце»?

Текст: Отдел художественной литературы