Новости НБ НГУ

Книжная выставка «Во весь голос»




Владимир Маяковский родился 19 июля 1893 года.

В разнообразном ряду июльских книжных выставок – небольших, но содержательно-насыщенных, по-настоящему интересных – наших читателей ждёт выставка, посвящённая поэту. Её с истинной любовью подготовил отдел художественной литературы, скрупулёзно выбрав из библиографического изобилия мемуарные материалы, воспоминания современников, исследования классические и новейшие. Таким образом, эта (повторим, небольшая по объёму) экспозиция концептуально представляет творческий путь Маяковского в сложных взаимодействиях с авангардом, с классической литературой, с советским историко-культурным контекстом. Конечно, речь идёт лишь о некоей «зарисовке-этюде», дающей надежду, что для читателей выставка станет импульсом новых чтений, новых открытий и встреч с великим поэтом ХХ века.

Безусловно, само имя Владимира Маяковского знаково, символично. Его явление – это гениальное воплощение переломной эпохи катаклизмов. Поэтическое наследие, завершая старую русскую поэзию пушкинской и некрасовской традиции, рождает новейшую русскую поэзию. Каждый школьник знает (или знал?) эти хрестоматийные истины. В литературе «о нём» давно отмечается, что в разное время поэт символизировал разное. Именно его стихи, его жизнь, их невероятное переплетение, его поэтический образ испытали кризис восприятия публикой, читателями. От прижизненной скандальной славы футуриста до культа пролетарского поэта, от символа новатора – создателя нового поэтического языка до «дедогматизации», до вытеснения его имени из литературного процесса. От «выбрасывания» уже его самого с «парохода современности» новых эпох до закономерного возвращения к поэту и его творчеству, открывшему новые пути и возможности русской поэзии.

В 2000-е годы начинают и активно публиковаться новые исследования, и переиздаваться воспоминания современников о поэте. Яркий пример изданий нового времени – антология «Маяковский: Pro et Contra. Личность и творчество Владимира Маяковского в оценке современников и исследователей», представленная на выставке. Уникальная книга содержит более тысячи страниц! Она вышла в серии «Русский Путь». Изначальный замысел этого проекта «состоял в стремлении представить русскую культуру в системе сущностных суждений о самой себе, отражающих динамику её развития во всей её противоречивости». Антология включает в себя самый широкий спектр мнений и оценок личности и поэзии Маяковского. Из аннотации: «Среди материалов 1-й книги – важнейшие прижизненные и первые посмертные критические и мемуарные отклики современников поэта. Многие из представленных текстов после их первых публикаций никогда не воспроизводились. Впервые собранные вместе, материалы антологии позволяют проследить историю восприятия и осмысления феномена Маяковского, чье творчество пришлось на период тектонических сдвигов всей общественной и государственной жизни России ХХ века».

Владимир Дядичев, составитель антологии, в предисловии к ней отмечает: «В мировой литературе, культуре, мировой истории есть такие произведения, такие творцы, такие имена, с которыми мы ассоциируем смысл и сущность целых эпох». Они являют собой символы, памятники своего времени. «Но не застывшие в камне и бронзе, уснувшие на полках библиотек или в тиши музеев, а живые, дышащие страстями своего времени, дающие возможность ощутить это дыхание и нам. Таковы пирамиды и сфинксы Древнего Египта. Таковы «Илиада» и «Одиссея» Гомера, «Божественная комедия» Данте, «Фауст» Гете… Таков и Маяковский. Именно по Маяковскому будущие поколения смогут почувствовать и понять великую эпоху Великой русской революции ХХ века. Эпоху, включившую в себя как собственно февраль – октябрь 1917-го, так и годы созревания «революционной ситуации» в России и весь послеоктябрьский социалистический «штурм неба», — весь русский путь ХХ века».

Текст Л. Я. Дистановой
Фотографии выставки О. В. Кошевой