Новости НБ НГУ

Что и как читают наши дети?


В Международный день детской книги своим мнением о детском чтении поделился поэт Бах Ахмедов:

На мой взгляд, эта проблема состоит из двух разных вопросов, ответы на которые, скорее всего, будут небесспорными.

Вопрос первый: можно ли оградить, защитить, не допустить? Ответ очевиден: нет. Более того, попытка оградить мгновенно приведет к обратному результату, исходя из банальной и старой, как мир, истины о сладости запретного плода. Это раньше, лет 30 назад, можно было спрятать «нехорошую» книжку в секретном месте или запереть на ключ в ящике стола, чтобы защитить свое чадо от тлетворного влияния «безнравственного» Мопассана или маркиза – не к ночи будь помянут! – де Сада. И эти методы худо-бедно работали, хотя, думаю, что уже и тогда дети находили способы перехитрить своих наивных родителей. А что уж говорить про нынешние времена, когда чуть ли не любую книгу можно скачать из всемирной сети. И стоит вам только строго сказать стремительно взрослеющему ребенку, что ему ни в коем случае не следует читать «50 оттенков серого», как уже минут через 15 вы рискуете обнаружить его уткнувшимся в экран монитора, на котором проплывают вверх эти самые «Оттенки» во всей их «красе». Но ведь даже если вы и словом не обмолвитесь об этом тексте (сознательно не называю его романом), все равно ребенок ваш узнает о нем от сверстников или из того же Интернета. Причем, скорее всего, узнает раньше, чем вы. И никакие ваши усилия не помешают ему прочитать эту вещь, если он действительно захочет это сделать.

Мне могут возразить: но ведь речь идёт о бестселлере, побившем все мыслимые и немыслимые рекорды популярности. Неужели столько людей ошибаются?

Забавно, но на этот вопрос ответить я не смогу. Вообще для меня всегда было загадкой, как и почему та или иная книга становится бестселлером? Какие механизмы здесь срабатывают? Может, все-таки дело только в правильно поставленной рекламе?

И вот тут мы переходим ко второму вопросу, ответ на который уже не так очевиден и прост. А именно: как сделать, чтобы ваш ребенок сам не захотел читать плохие книги, научившись отличать хороший, качественный текст от массового ширпотреба? Ведь давно уже известно, что плохая литература так же вредна для души, как фастфуд для тела, а может, даже еще вреднее. Потому что от фастфуда отучиться все-таки можно, но значительно сложнее отучиться от чтения литературных «пустышек», которые поглощаются очень легко, но оставляют после себя безнадежно испорченный вкус и полную потерю ориентации в огромном книжном океане.

Ответ приходит сам собой: приучать ребенка к классике, аккуратно и ненавязчиво «подсовывать» ему вечные тексты, чтобы воспитать в нем хороший вкус. Ведь плохое, как говорилось ранее, он и сам найдет.

Мы должны суметь развить в нем ту меру вкуса и понимания текста, чтобы между Чеховым и Коэльо ребенок выбрал первого и сам пришел к тому очевидному выводу, что Антон Павлович – это вечное и настоящее, а господин Коэльо – всего лишь алхимик от литературы, коих в современном мире пруд пруди.

С другой стороны, мы ведь не можем запретить ребенку читать плохие книги (которые, кстати, ему могут показаться хорошими, и он скажет, что это дело вкуса, и будет прав). Что ж, если ему так уж хочется, пусть читает одновременно и то и другое. В этом даже есть свои «плюсы» – легче будет сопоставлять и сравнивать бриллианты с не скажу чем. Беда начинается тогда, когда ребенок читает только обманку и не учится работать интеллектуально над великими текстами.

Наверное, каждый подросток, выходя на просторы взрослой жизни, должен набить свои шишки и набрать необходимое число ошибок, в том числе и в выборе тех книг, которые он читает. Но было бы хорошо, если именно в этой области ошибок было бы меньше, а хороших книг выбрано и прочитано больше.


Обзор подготовлен отделом художественной литературы. 02.04.2018

Акварель Виктории Кирдий