Новости НБ НГУ

Чтобы помнить незабываемое…

18 ноября на АХЛ снова ждали гостей: организаторы фестиваля «Белое пятно» и наши библиотекари анонсировали встречу с писателем из Екатеринбурга – Анной Матвеевой.

Посетителей – читателей и почитателей – оказалось, к сожалению, мало, но те, кто пришел, открыли для себя новую страницу в современной художественной литературе, независимо от факта знакомства с творчеством Анны Матвеевой. Многие знают ее только как автора «таинственной» повести «Перевал Дятлова». Нельзя сказать, что это радует Анну, потому что «перевал» давно пройден и после него написано и издано много других книг и сборников, достойных читательского внимания, в частности только что вышедшая книга новелл «Горожане. Удивительные истории из жизни людей города Е.», а также совсем недавние – «Завидное чувство Веры Стениной» (2015) и «Лолотта и другие парижские истории» (2016).

На вопрос о любимой и наиболее значимой своей книге Анна Матвеева, поколебавшись, ответила: «Наверное, эти, последние…». И в этом есть некий метафизический парадокс: своих детей любят «навсегда» – и первого, и второго, и третьего; очередность их появления на свет не имеет значения. Детища-книги любимы иначе, последнее по времени кажется ближе и роднее, важнее и значительнее…

А потом вдруг стало ясно, что все, написанное и воплощенное в слове, автору очень дорого. Потому что в каждой книге «оголенный нерв» и сильная эмоция, неважно – печаль или радость, боль или восторг. Анна Матвеева искренне признается, что, передавая свое переживание тексту, она как будто прощается с ним, и расставание с яркими и светлыми чувствами, которые «уходят в тираж», бывает мучительно. Так, после «Лолотты» другим стало отношение к Парижу, прошла некогда страстная любовь к этому волшебному городу. Но Анна ни о чем не жалеет, потому что жизнь продолжается, она все время «подбрасывает» новые сюжеты, снова заставляет переживать настоящие эмоции.

Встреча с Анной Матвеевой тоже пробуждает сильные чувства: восхищение талантливой и изобретательной прозой, удивительным мастерством слова (не только написанного, но и сказанного), неподдельный интерес к ее творчеству, в котором магия причудливо соединяется с документалистикой, а прошлое – с настоящим.

Концепция ее творчества – «писать, когда хочешь поделиться эмоцией» – очень заразительна. После встречи с Анной невозможно молчать, об этом хочется рассказывать. О том, что будущее прозаика Анны Матвеевой определилось уже фактом ее рождения – в семье замечательных филологов: Александра Константиновича и Тамары Вячеславовны Матвеевых. Любовь к изобразительному искусству (все начиналось с «живописных» альбомов, изученных вдоль и поперек), к музыке и театру, к чтению (в памяти образ читающего вслух отца) и книгам (а их в доме – целая библиотека, родители стихийное чтение не контролировали и не ограничивали), трогательное и бережное отношение к слову – все это родом из детства. Анна, немножко смутившись, призналась, что не помнит себя не умеющей читать и самого процесса обучения тоже. Демократические традиции воспитания «многогранной личности» она сохранила и в своей семье, передает их по наследству трем сыновьям.

В ее «творческой лаборатории» нет никаких секретов или ритуальных условностей. Мешает только «обстоятельство времени» (кстати, есть у Анны такая новелла) – времени, которого катастрофически не хватает. Ее сейчас часто приглашают на литературные фестивали, читательские конференции и книжные ярмарки. Понимая, что это необходимая часть «писательского призвания» (или его «оборотная сторона»), Анна старается не отклонять приглашений, особенно сложно устоять перед путешествием в «неведомое». Вот и в Новосибирск она с радостью приехала потому, что давно мечтала побывать в славном сибирском городе. А писать можно и в дороге, в самолете или гостинице. Не роман, конечно, но рассказ – совершенно точно. Она вообще с удовольствием писала бы только рассказы, но время и издательства диктуют свои условия, требуют солидного жанра – крупной «романной формы». Отказать читателю и издателю, особенно если это прекрасная Елена Шубина (сотрудничество с издательством «АСТ» – это предмет особой гордости Анны Матвеевой), невозможно. Но роман рождается долго и трудно, в отличие от самого хитросплетенного сюжета, который придумывается легко и непринужденно.

Анна Матвеева совсем не против того, что ее причисляют к магическому реализму (с легкой руки критика В. Топорова), потому что главное в этом определении – «реализм». А в реальной жизни много таинственного, волшебного и завораживающего. Вот и свежеизданная книга «Горожане…» построена именно на этом, почти мистическом, совпадении с судьбами исторических прототипов, которое разглядел автор в «героях нашего времени».

И читательские пристрастия Анны Матвеевой самые что ни на есть реальные: ее любимое чтение – это дневники (например, знаменитый дневник Марии Башкирцевой), чем более они «непричесанны», тем интереснее и ценнее. В качестве новейших своих открытий в мире книг Анна назвала роман чешского писателя Михаила Вивега «Лучшие годы – псу под хвост» и книгу Алены ДеВос «Уроки русского».

Одним из движущих мотивов жизни и творчества Анны Матвеевой является тема, а лучше – проблема человеческой памяти, на поверку оказывающейся эфемерной, ненадежной, недолговечной. Забывается, к сожалению, всё и все, даже очень близкие люди. Уходу в прошлое, в небытие можно противопоставить только знаки и символы нашей памяти. У писателя, к счастью, есть для этого свои средства и инструменты. Анна Матвеева воссоздает по архивным материалам события и судьбы, пишет в документальной и художественной прозе о близких и далеких людях, достойных нашей общей памяти, И простое посвящение – это тоже «зарубка на память» – долгую и светлую (сборник «Подожди, я умру – и приду» Анна Матвеева посвящает своему отцу).

Анна Матвеева не приемлет не только аберрации памяти, но и «перекошенной» географии России, в которой литературный процесс живет, по представлению многих, в двух городах – в Москве и Санкт-Петербурге. Поэтому она так много пишет о родном Екатеринбурге и его жителях, погружается в историю города и с не меньшим азартом пишет его «настоящее».

Наше общение было недолгим, но Анна Матвеева о многом успела рассказать, а мы – спросить. Это была настоящая «встреча с прекрасным» – с умным человеком слова, который органичен во всем, что делает и о чем пишет.

Спасибо нашим библиотекарям за уютную и очень доверительную атмосферу, в которой даже цветок "декабрист" зацветает в ноябре – от радости и удовольствия.

Текст канд. филол. наук О. М. Исаченко






Фотографии Л. Я. Дистановой